🧪 Фундамент неорганической химии

Кислородсодержащие соединения: полный разбор классов для ЕГЭ 2026

Исчерпывающее руководство по всем классам неорганических кислородсодержащих соединений: от оксидов до солей. Химические свойства, способы получения, взаимопревращения и решение задач. Всё для максимального балла на ЕГЭ по химии.

🟤Оксиды 🧴Основания ⚗️Кислоты 🧂Соли 🔄Взаимопревращения 🌍Примеры из жизни ✍️Интерактивные задачи 🧠Тест (20 вопросов)
🟤

1. Оксиды: бинарные соединения с кислородом

Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2 (кроме пероксидов). Это один из самых распространённых классов соединений в природе и промышленности.

Тип оксида Определение Химические свойства Примеры
Основные Оксиды металлов в низких степенях окисления (+1, +2). Соответствуют основаниям. 1. Реагируют с кислотами с образованием соли и воды.
2. Реагируют с кислотными оксидами с образованием соли.
3. С водой образуют основания (только щёлочи).
Na₂O, CaO, CuO, FeO
Кислотные Оксиды неметаллов и металлов в высоких степенях окисления (+5, +6, +7). Соответствуют кислотам. 1. Реагируют с основаниями с образованием соли и воды.
2. Реагируют с основными оксидами с образованием соли.
3. С водой образуют кислоты (кроме SiO₂).
CO₂, SO₃, P₂O₅, CrO₃, Mn₂O₇
Амфотерные Оксиды металлов в промежуточных степенях окисления (+2, +3, +4). Проявляют двойственность. 1. Реагируют и с кислотами, и с основаниями с образованием соли и воды.
2. С водой не реагируют.
3. При сплавлении с основными/кислотными оксидами образуют соли.
Al₂O₃, ZnO, Cr₂O₃, BeO
Несолеобразующие Оксиды, не проявляющие ни основных, ни кислотных свойств, не образующие соли. Не реагируют с кислотами, основаниями, водой. Могут вступать в ОВР. NO, N₂O, CO, SiO
🔥
Получение оксидов

1. Горение простых веществ: 2Mg + O₂ → 2MgO
2. Горение сложных веществ: CH₄ + 2O₂ → CO₂ + 2H₂O
3. Разложение солей, оснований, кислот:
CaCO₃ → CaO + CO₂
2Al(OH)₃ → Al₂O₃ + 3H₂O
H₂SiO₃ → SiO₂ + H₂O

⚖️
Ключевые реакции с оксидами
Основной оксид + кислота:
CuO + H₂SO₄ → CuSO₄ + H₂O

Кислотный оксид + щёлочь:
CO₂ + 2NaOH → Na₂CO₃ + H₂O

Основной оксид + кислотный оксид:
CaO + SiO₂ → CaSiO₃

📊 Физические свойства оксидов

Большинство оксидов — твёрдые кристаллические вещества при нормальных условиях. Исключения:

  • Газообразные: CO₂, SO₂, NO, N₂O, CO
  • Жидкие: SO₃, N₂O₃, Cl₂O₇
  • Цветные оксиды: CuO (чёрный), Cr₂O₃ (зелёный), Fe₂O₃ (красный), MnO₂ (коричневый)
🧴

2. Основания (гидроксиды): соединения с OH⁻-группой

Основания — сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (OH⁻). По растворимости в воде делятся на щёлочи (растворимые) и нерастворимые основания.

Тип основания Растворимость Химические свойства Способы получения
Щёлочи
(LiOH, NaOH, KOH, Ca(OH)₂, Ba(OH)₂)
✅ Хорошо растворимы в воде 1. Изменяют окраску индикаторов (фенолфталеин — малиновый).
2. Реагируют с кислотами (реакция нейтрализации).
3. Реагируют с кислотными оксидами.
4. Реагируют с амфотерными оксидами/гидроксидами.
5. Реагируют с солями (если образуется осадок или газ).
1. Активный металл + вода: 2Na + 2H₂O → 2NaOH + H₂↑
2. Основной оксид + вода: CaO + H₂O → Ca(OH)₂
3. Электролиз раствора соли: 2NaCl + 2H₂O → 2NaOH + H₂↑ + Cl₂↑
Нерастворимые основания
(Cu(OH)₂, Fe(OH)₂, Fe(OH)₃, Al(OH)₃, Zn(OH)₂)
❌ Не растворяются в воде 1. Разлагаются при нагревании на оксид и воду.
2. Реагируют с кислотами.
3. Амфотерные гидроксиды (Al, Zn, Cr) реагируют и с кислотами, и со щелочами.
1. Соль + щёлочь: CuSO₄ + 2NaOH → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄
2. Соль + аммиак (для некоторых): AlCl₃ + 3NH₃ + 3H₂O → Al(OH)₃↓ + 3NH₄Cl
🧪
Задача: Определение типа гидроксида
Гидроксид цинка Zn(OH)₂ обработали избытком раствора гидроксида калия KOH. Наблюдалось полное растворение осадка с образованием прозрачного раствора. Какой вывод можно сделать о природе Zn(OH)₂?
А
Zn(OH)₂ — типичное нерастворимое основание, оно не может реагировать со щелочами.
Б
Zn(OH)₂ — амфотерный гидроксид, он растворяется в щелочах с образованием комплексной соли.
В
Zn(OH)₂ — кислота, поэтому он реагирует с KOH как с основанием.
Решение и разбор:

Ключевой факт — растворение осадка в щелочи. Типичные нерастворимые основания (например, Cu(OH)₂ или Fe(OH)₃) в щелочах не растворяются.

1. Записываем наблюдение: Zn(OH)₂(тв.) + KOH(р-р) → прозрачный раствор.

2. Вспоминаем свойства: Некоторые гидроксиды металлов (Al, Zn, Cr, Be) проявляют амфотерность — двойственные свойства. Они ведут себя и как основания (реагируют с кислотами), и как кислоты (реагируют со щелочами).

3. Уравнение реакции растворения:
Zn(OH)₂ + 2KOH → K₂[Zn(OH)₄] (тетрагидроксоцинкат калия)
Или в ионной форме: Zn(OH)₂ + 2OH⁻ → [Zn(OH)₄]²⁻

4. Вывод: Способность растворяться в щелочи с образованием комплексного иона — классический признак амфотерного гидроксида.

✅ Правильный ответ: Б
⚗️

3. Кислоты: доноры катионов водорода H⁺

Кислоты — сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка. Классифицируются по основности (числу атомов H), наличию кислорода и силе (степени диссоциации).

💧
Кислородсодержащие кислоты

Содержат в своём составе атомы кислорода. Кислотный остаток — оксоанион.

Примеры:
• HNO₃ — азотная
• H₂SO₄ — серная
• H₃PO₄ — ортофосфорная
• H₂CO₃ — угольная
• H₂SiO₃ — метакремниевая

Получение:
1. Кислотный оксид + вода: SO₃ + H₂O → H₂SO₄
2. Вытеснение сильной кислотой из соли: 2NaCl(тв.) + H₂SO₄(конц.) → Na₂SO₄ + 2HCl↑
Химические свойства кислот

1. Диссоциация в воде: HCl → H⁺ + Cl⁻
2. Действие на индикаторы: лакмус красный, метилоранж красный.
3. Реакция с металлами (стоящими до H в ряду напряжений):
Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂↑
4. Реакция с основаниями (нейтрализация):
NaOH + HCl → NaCl + H₂O
5. Реакция с основными оксидами:
CuO + H₂SO₄ → CuSO₄ + H₂O
6. Реакция с солями (если образуется газ, осадок или слабый электролит):
Na₂CO₃ + 2HCl → 2NaCl + CO₂↑ + H₂O

Сила кислоты Степень диссоциации (α) Примеры Особенности
Сильные α ≈ 100% HCl, HBr, HI, HNO₃, H₂SO₄, HClO₄ Полностью диссоциируют в разбавленных растворах. Вытесняют более слабые кислоты из их солей.
Слабые α < 3% H₂CO₃, H₂S, H₃PO₄, CH₃COOH, H₂SiO₃ Существуют в растворе преимущественно в виде молекул. Из солей вытесняются сильными кислотами.
🧂

4. Соли: продукты замещения атомов водорода в кислоте или OH⁻-групп в основании

Соли — самый многочисленный класс неорганических соединений. Образуются при реакции кислоты с основанием, металлом, основным оксидом или при взаимодействии двух других солей.

Тип соли Состав и определение Способ получения Примеры и номенклатура
Средние (нормальные) Продукт полного замещения атомов H в кислоте на металл (или NH₄⁺). 1. Кислота + основание: H₂SO₄ + 2NaOH → Na₂SO₄ + 2H₂O
2. Кислота + металл: Fe + H₂SO₄(разб.) → FeSO₄ + H₂↑
3. Кислота + осн. оксид: CuO + 2HCl → CuCl₂ + H₂O
NaCl — хлорид натрия
Ca₃(PO₄)₂ — фосфат кальция
Al₂(SO₄)₃ — сульфат алюминия
Кислые Продукт неполного замещения атомов H в многоосновной кислоте. Содержат атомы H. 1. Избыток кислоты + основание: H₂SO₄ + NaOH → NaHSO₄ + H₂O
2. Средняя соль + кислота: Na₂CO₃ + CO₂ + H₂O → 2NaHCO₃
NaHCO₃ — гидрокарбонат натрия
Ca(H₂PO₄)₂ — дигидрофосфат кальция
KHSO₄ — гидросульфат калия
Основные Продукт неполного замещения OH⁻-групп в многокислотном основании на кислотный остаток. Содержат OH⁻-группы. 1. Недостаток кислотя + основание: 2Mg(OH)₂ + HCl → (MgOH)Cl + 2H₂O
2. Осторожное гидролизование некоторых солей: FeCl₃ + 2H₂O → (FeOH)Cl₂ + HCl
(CuOH)₂CO₃ — гидроксокарбонат меди(II)
(MgOH)Cl — гидроксохлорид магния
Двойные Содержат два разных катиона и один анион. Кристаллизация из смешанного раствора двух солей с общим анионом. KNaCO₃ — карбонат калия-натрия
KAl(SO₄)₂ — сульфат алюминия-калия (алюмокалиевые квасцы)
Комплексные Содержат комплексный ион: центральный атом-комплексообразователь и лиганды. Амфотерный гидроксид + избыток щёлочи: Zn(OH)₂ + 2NaOH → Na₂[Zn(OH)₄] Na₃[Al(OH)₆] — гексагидроксоалюминат натрия
[Ag(NH₃)₂]Cl — хлорид диамминсеребра(I)
🔄

5. Генетические связи и взаимопревращения классов соединений

Один из ключевых навыков для ЕГЭ — умение составлять цепочки превращений между различными классами кислородсодержащих (и не только) соединений. В основе лежат генетические связи: металл → основной оксид → основание → соль.

Классическая генетическая цепь для металла

Металл (Ca)
Основной оксид (CaO)
Основание (Ca(OH)₂)
Соль (CaCl₂, CaCO₃)

Уравнения превращений:
2Ca + O₂ → 2CaO
CaO + H₂O → Ca(OH)₂
Ca(OH)₂ + 2HCl → CaCl₂ + 2H₂O
Ca(OH)₂ + CO₂ → CaCO₃↓ + H₂O

Историческая справка: Понятие генетических связей между классами соединений было разработано в XIX веке и стало основой систематизации химических знаний. Оно позволяет предсказывать свойства веществ и пути их синтеза.
🔁
Интерактивная задача: Составьте цепочку превращений
Составьте цепочку превращений и подберите реагенты для каждого перехода: Сера (S) → Оксид серы(IV) (SO₂) → Сернистая кислота (H₂SO₃) → Сульфит натрия (Na₂SO₃) → Сульфат натрия (Na₂SO₄).
А
O₂ → H₂O → NaOH → Окислитель (Cl₂, O₂, KMnO₄)
Б
O₂ → H₂O → NaCl → H₂SO₄
В
H₂ → HCl → Na₂CO₃ → O₂
Пошаговое решение цепочки:

1. S → SO₂: Сера горит в кислороде с образованием оксида серы(IV).
Уравнение: S + O₂ → SO₂

2. SO₂ → H₂SO₃: Кислотный оксид серы(IV) растворяется в воде с образованием слабой сернистой кислоты. Реакция обратима.
Уравнение: SO₂ + H₂O ⇌ H₂SO₃

3. H₂SO₃ → Na₂SO₃: Сернистая кислота реагирует с щёлочью (гидроксидом натрия) в реакции нейтрализации. Можно взять и соду (Na₂CO₃).
Уравнение: H₂SO₃ + 2NaOH → Na₂SO₃ + 2H₂O

4. Na₂SO₃ → Na₂SO₄: Сульфит-ион SO₃²⁻ является восстановителем. Для его окисления до сульфат-иона SO₄²⁻ нужен окислитель: хлор (Cl₂), кислород (O₂), перманганат калия (KMnO₄) в кислой среде.
Уравнение с хлором: Na₂SO₃ + Cl₂ + H₂O → Na₂SO₄ + 2HCl

✅ Правильный ответ и реагенты: А
🌍

6. Кислородсодержащие соединения в реальной жизни

Знание классов кислородсодержащих соединений — это не просто теория для экзамена. Эти вещества окружают нас повсеместно. Вот как они применяются в быту, промышленности и природе.

Оксиды в природе и технике

SiO₂ (оксид кремния) — основа песка, кварца, используется в производстве стекла, бетона, микроэлектронике.

CaO (негашёная известь) — строительный материал, компонент цемента, для известкования почв.

Al₂O₃ (корунд) — основа рубинов и сапфиров, абразивный материал.

Кислоты в промышленности

H₂SO₄ (серная кислота) — «хлеб химической промышленности», производство удобрений, аккумуляторов, очистка нефти.

HNO₃ (азотная кислота) — производство взрывчатых веществ, красителей, лекарств.

H₃PO₄ (фосфорная кислота) — производство удобрений, пищевая промышленность (регулятор кислотности).

Основания в быту и медицине

NaOH (едкий натр) — производство мыла, бумаги, очистка труб.

Ca(OH)₂ (гашёная известь) — побелка помещений, строительный раствор, раскисление почв.

Mg(OH)₂ (гидроксид магния) — антацидное средство «магнезия» при изжоге.

Соли вокруг нас

NaCl (поваренная соль) — пищевой продукт, консервант, сырьё для химической промышленности.

NaHCO₃ (пищевая сода) — разрыхлитель теста, средство от изжоги, чистящее средство.

CaCO₃ (мел, мрамор, известняк) — строительные материалы, производство цемента, мел для письма.

Интересный факт: Самый распространённый оксид на Земле — SiO₂ (оксид кремния). Он составляет около 60% земной коры. Самый распространённый оксид во Вселенной — H₂O (вода)!
✍️

7. Решение расчётных и качественных задач по теме

В ЕГЭ по химии задачи на тему «Кислородсодержащие соединения» встречаются в заданиях №8-9, 21, 28, 32, 34. Ниже приведены прототипы таких задач с подробным разбором.

🧮
Задача на избыток-недостаток и массовую долю
Через 200 г 10%-ного раствора гидроксида натрия пропустили 6,72 л (н.у.) углекислого газа. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
А
~8.1% (образовался только Na₂CO₃)
Б
~9.5% (образовалась смесь Na₂CO₃ и NaHCO₃)
В
~12.3% (образовался только NaHCO₃)
Подробное решение задачи:

1. Записываем данные:
m(р-ра NaOH) = 200 г
ω(NaOH) = 10% → m(NaOH) = 200 * 0.1 = 20 г
M(NaOH) = 40 г/моль → n(NaOH) = 20 / 40 = 0.5 моль
V(CO₂) = 6.72 л → n(CO₂) = 6.72 / 22.4 = 0.3 моль

2. Анализируем возможные реакции:
Углекислый газ с щёлочью может реагировать по-разному:
(1) При избытке NaOH: 2NaOH + CO₂ → Na₂CO₃ + H₂O
(2) При избытке CO₂: NaOH + CO₂ → NaHCO₃
Определим мольное соотношение: n(NaOH) : n(CO₂) = 0.5 : 0.3 = 5 : 3 = 1.67 : 1
Соотношение 2:1 соответствует первой реакции, 1:1 — второй. Наше соотношение 1.67:1 — промежуточное. Значит, протекают обе реакции последовательно, конечными продуктами будут и карбонат, и гидрокарбонат.

3. Решаем через систему уравнений:
Пусть x моль CO₂ пошло на образование Na₂CO₃ (реакция 1), а y моль CO₂ — на образование NaHCO₃ (реакция 2).
Тогда:
(1) x + y = 0.3 (общее количество CO₂)
(2) На первую реакцию тратится 2x моль NaOH, на вторую — y моль NaOH: 2x + y = 0.5 (общее количество NaOH)
Решаем систему:
Из (2) вычтем (1): (2x+y) - (x+y) = 0.5 - 0.3 → x = 0.2 моль
Тогда y = 0.3 - 0.2 = 0.1 моль.

4. Находим массы солей:
m(Na₂CO₃) = n * M = 0.2 * 106 = 21.2 г
m(NaHCO₃) = 0.1 * 84 = 8.4 г

5. Находим массу конечного раствора:
Масса исходного раствора: 200 г
Масса поглощённого CO₂: m(CO₂) = 0.3 * 44 = 13.2 г
Масса конечного раствора: m(кон.) = 200 + 13.2 = 213.2 г

6. Находим массовую долю солей:
Общая масса солей: 21.2 + 8.4 = 29.6 г
ω(солей) = 29.6 / 213.2 ≈ 0.139 или ~13.9%

✅ Ключевой вывод: При соотношении n(NaOH)/n(CO₂) между 1 и 2 образуется смесь солей. Правильный качественный ответ — Б.
📊

8. Таблица растворимости солей, кислот и оснований

Эта таблица разрешена на ЕГЭ по химии и является незаменимым инструментом для определения возможности протекания реакций ионного обмена.

Анион / Катион Na⁺, K⁺, NH₄⁺ Ca²⁺, Ba²⁺ Ag⁺, Pb²⁺ Al³⁺, Fe³⁺, Cu²⁺
NO₃⁻ (нитраты) ✅ Растворимы ✅ Растворимы ✅ Растворимы ✅ Растворимы
Cl⁻ (хлориды) ✅ Растворимы ✅ Растворимы ❌ Нерастворимы (AgCl, PbCl₂) ✅ Растворимы
SO₄²⁻ (сульфаты) ✅ Растворимы ❌ Нерастворимы (CaSO₄, BaSO₄) ✅ Растворимы (кроме PbSO₄) ✅ Растворимы
CO₃²⁻ (карбонаты) ✅ Растворимы ❌ Нерастворимы ❌ Нерастворимы ❌ Нерастворимы
OH⁻ (гидроксиды) ✅ Растворимы ✅ Малорастворимы ❌ Нерастворимы ❌ Нерастворимы
Правило для ЕГЭ: Реакции ионного обмена протекают до конца, если образуется:
1. Осадок (нерастворимое вещество)
2. Газ (CO₂, NH₃, H₂S, SO₂)
3. Вода или другой малодиссоциирующий продукт
🧠

Финальный тест: 20 вопросов по кислородсодержащим соединениям

Пройдите итоговый тест, чтобы оценить, насколько хорошо вы усвоили все классы кислородсодержащих соединений и их взаимосвязи. Вопросы соответствуют формату и сложности ЕГЭ 2026 года.

Прогресс: Вопрос 1 из 20
🎯

Ваш результат

🏫

Системные курсы для углублённой подготовки к ЕГЭ по химии 2026

Материалы на этой странице дают мощную теоретическую базу. Чтобы отработать решение задач до автоматизма, проработать все тонкости и быть уверенным в результате на экзамене, рекомендуем дополнить самоподготовку структурированными курсами от ведущих образовательных платформ.

🧪
Фоксфорд

Углубленные курсы по химии с детальным разбором неорганической химии, включая все классы соединений и их взаимопревращения. Преподаватели — эксперты ЕГЭ и олимпиад.

Перейти на сайт Фоксфорда
💯
Сотка

Специализируется на интенсивной подготовке к ЕГЭ. Много практики по решению именно экзаменационных задач на классификацию веществ, цепочки превращений и расчётные задачи.

Перейти на сайт Сотки
🎓
Тетрика

Индивидуальные занятия с репетитором. Идеальный выбор, если тема «Классы неорганических соединений» даётся тяжело. Преподаватель построит программу, исходя из ваших пробелов.

Перейти на сайт Тетрики
🧠
Умскул

Крупная платформа с фокусом на ЕГЭ. Все материалы адаптированы под актуальные требования ФИПИ. Большое сообщество учеников для взаимопомощи.

Перейти на сайт Умскул
🏠
Учи.Дома

Онлайн-школа от создателей Учи.ру. Прозрачная система оплаты, официальные чеки, пробный бесплатный урок с настоящим преподавателем. Подробный разбор тем по химии.

Перейти на сайт Учи.Дома