ЕГЭ 2026 • Актуальная информация

Культура и духовная сфера: полный разбор для ЕГЭ по обществознанию 2026

Теория, функции, виды, формы, культурная динамика, духовные ценности + интерактивные задания и тест для подготовки на 90+ баллов

📚 Теория + практика
⚙️ Функции, виды, формы
💎 Духовные ценности
🎯 Интерактивные задания

Теория

Понятия, определения, структура

Функции культуры

7 ключевых функций

Формы и виды

Народная, элитарная, массовая

Культурная динамика

Диффузия, трансмиссия, аккумуляция

Духовная сфера

Ценности, элементы, особенности

Интерактивные задания

Практика с проверкой

Тест уровня

Определите свой уровень

📖

Теория: культура и духовная сфера

Культура (от лат. cultura – «возделывание, воспитание») – в широком смысле все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В узком смысле – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

«Формула» культуры
Культура = Материальная культура + Духовная культура
Материальная культура – здания, оборудование, орудия труда.
Духовная культура – идеи, ценности, произведения искусства, научные открытия.

Духовная сфера (сфера духовной культуры) – область общественной жизни, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей (наука, искусство, религия, мораль, образование). Это одна из четырёх основных сфер общества (экономическая, политическая, социальная, духовная).

🎯 Ключевые понятия

Духовные ценности
Продукты духовной культуры, удовлетворяющие высшие потребности
Культурные универсалии
Нормы, традиции, обычаи, присущие всем культурам
Материальная культура
Вещественные результаты человеческой деятельности
Духовная культура
Идеальные продукты (идеи, ценности, знания)

Духовная сфера включает следующие формы духовной культуры: мораль, наука, искусство, религия, образование, право, язык. Каждая форма выполняет специфическую функцию в обществе.

⚙️

Функции культуры

Культура выполняет множество функций, которые обеспечивают стабильность и развитие общества. Вот семь ключевых функций, которые нужно знать для ЕГЭ:

Функция Сущность Пример
Гуманистическая Развитие человеческих качеств, становление личности Система образования, воспитание
Кумулятивная Накопление и сохранение опыта поколений Библиотеки, архивы, музеи
Коммуникативная Передача социального опыта между поколениями и культурами Язык, традиции, СМИ
Познавательная (гносеологическая) Создание возможностей для познания мира Наука, искусство, философия
Регулятивная (нормативная) Упорядочение деятельности через нормы и ценности Мораль, право, обычаи
Интегрирующая Объединение людей на основе общих ценностей Национальная культура, религия
Семиотическая (знаковая) Создание знаковых систем для понимания мира Язык, символы, коды

💡 Запомните!

Гуманистическая функция – основная, все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из неё.

🎨

Формы и виды культуры

Культуру классифицируют по разным основаниям. Для ЕГЭ важно знать формы культуры (по типу аудитории) и разновидности культуры (по преобладающим ценностям).

Формы культуры

1

Народная

Анонимная, устная передача, понятна всем носителям языка. Примеры: сказки, былины, народные песни.

2

Элитарная

Создается профессионалами, требует специального образования. Примеры: академическая музыка, классическая литература.

3

Массовая

Возникла в XX веке с развитием СМИ, коммерчески ориентирована. Примеры: блокбастеры, сериалы, реклама.

Разновидности культуры

Доминирующая культура

Общепринятые ценности и нормы большинства (патриотизм, гуманизм).

Субкультура

Ценности особой социальной группы (молодёжная, профессиональная).

Контркультура

Отрицает базовые ценности доминирующей культуры (панки, анархисты).

👥 Пример: Хиппи – это контркультура 1960-х годов, потому что они отвергали ценности потребительского общества. Современные любители аниме – это субкультура, которая не отрицает общепринятые нормы, но имеет свои специфические интересы.

📈

Культурная динамика

Культура не статична – она постоянно изменяется. Процессы изменения культуры называются культурной динамикой. Вот основные формы, которые нужно знать:

Форма динамики Сущность Пример
Культурная диффузия Стихийное заимствование достижений одной культуры другой Бумага и компас, изобретённые в Китае, распространились по миру
Культурная трансмиссия Передача культурного наследия от поколения к поколению Изучение классической литературы в школе
Культурная аккумуляция Накопление новых элементов при сохранении старых Развитие науки: новые теории дополняют старые
Культурная ассимиляция Растворение культуры меньшинства в культуре большинства Ассимиляция коренных народов Севера
Культурная диверсификация Распад единой культуры на несколько отдельных Распад культуры восточных славян на русскую, белорусскую, украинскую
Культурная экспансия Расширение влияния доминирующей культуры Распространение американской культуры (McDonald's, Hollywood)
Глобализация культуры Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру Всеобщая декларация прав человека, деятельность ООН
«Формула» культурного лага
Культурный лаг = Быстрые изменения в материальной сфере – Медленные изменения в духовной сфере
Термин ввёл У. Огборн: ценностный мир не успевает за техническим прогрессом.
💎

Духовная сфера и духовные ценности

Духовная сфера – это совокупность процессов, при которых люди создают, распространяют, сохраняют и потребляют духовные ценности. Она включает созидательную (творчество) и сохранно-распространительную (передача, потребление) деятельность.

🎯 Духовные ценности vs Материальные ценности

Духовные ценности
  • Существуют в сознании (идеи, смыслы)
  • Нельзя «насытиться» (можно потреблять бесконечно)
  • Передаются из поколения в поколение
  • Примеры: научные достижения, традиции, языки
Материальные ценности
  • Имеют вещественную форму
  • Удовлетворяют физические потребности
  • Со временем изнашиваются, портятся
  • Примеры: еда, одежда, техника

Важно: Духовные ценности часто выражаются через материальные (картина – материальный объект, но её смысл – духовная ценность).

Элементы духовной сферы

Наука

Объективные знания о мире и деятельность по их добыче.

Искусство

Сфера духовно-практической деятельности, постижение прекрасного.

Религия

Мировоззрение и практики, основанные на вере в высшие силы.

Мораль

Представления о добре и зле, правила поведения.

Образование

Процесс получения знаний и навыков для жизни в обществе.

Право

Система норм, установленных государством.

Язык

Средство передачи культуры через символы.

✏️

Интерактивные задания

Закрепите теорию на практике. Решите задания, проверьте ответы и получите объяснения.

1

Определите функцию культуры

Условие: «Система образования позволяет передавать знания от учителя к ученику, от старшего поколения к младшему.»

Какая функция культуры проявляется в этом высказывании?

А. Коммуникативная
Б. Регулятивная
В. Познавательная
Г. Интегрирующая
✅ Верно! Это коммуникативная функция – передача социального опыта между поколениями.
❌ Неверно. Правильный ответ – коммуникативная функция. Регулятивная функция упорядочивает поведение через нормы, познавательная – помогает познавать мир, интегрирующая – объединяет людей.
2

Соотнесите вид культуры с примером

Условие: «Молодёжная группа, которая увлекается японской аниме-культурой, создаёт свои фан-арты, проводит тематические встречи, но не противостоит общепринятым нормам.»

К какому виду культуры относится эта группа?

А. Доминирующая культура
Б. Субкультура
В. Контркультура
Г. Массовая культура
✅ Верно! Это субкультура – особые ценности группы, не противоречащие доминирующей культуре.
❌ Неверно. Правильный ответ – субкультура. Доминирующая культура – ценности большинства, контркультура – отрицает базовые нормы, массовая культура – коммерческая продукция для широкой аудитории.
3

Определите форму культурной динамики

Условие: «В XV веке книгопечатание, изобретённое в Германии, постепенно распространилось по всей Европе, значительно ускорив распространение знаний.»

Какой процесс культурной динамики здесь описан?

А. Культурная диффузия
Б. Культурная трансмиссия
В. Культурная аккумуляция
Г. Культурная экспансия
✅ Верно! Это культурная диффузия – заимствование достижений одной культуры другими.
❌ Неверно. Правильный ответ – культурная диффузия. Трансмиссия – передача по поколениям, аккумуляция – накопление, экспансия – расширение влияния доминирующей культуры.
🎯

Тест на определение уровня подготовки

Пройдите тест из 10 вопросов, чтобы оценить свой текущий уровень по теме «Культура и духовная сфера» и получить персональные рекомендации.

Вопросы соответствуют формату ЕГЭ 2026 года.

Прогресс: Вопрос 1 из 10
1
В широком смысле культура – это:
2
Какая функция культуры проявляется в передаче социального опыта от поколения к поколению?
3
К какой форме культуры относятся народные сказки, былины, поговорки?
4
Что из перечисленного является примером субкультуры?
5
Процесс стихийного заимствования достижений одной культуры другой называется:
6
Что из перечисленного относится к духовным ценностям?
7
Какая из перечисленных функций культуры является основной, из которой вытекают все остальные?
8
Что из перечисленного является элементом духовной сферы?
9
Термин «культурный лаг» означает:
10
Какой процесс культурной динамики описывает распространение американских фильмов и fast‑food по всему миру?
🎓

Ваш результат

0/10
Правильных ответов
Базовый
Уровень подготовки
0%
Верных ответов

Рекомендации по подготовке:

Начните подготовку к ЕГЭ 2026 уже сегодня!

Получите бесплатный доступ к материалам по новым требованиям 2026 года и персонализированный план подготовки по обществознанию

🔥 Желаем вам сдать ЕГЭ по Обществознанию на 100 баллов!